Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе
‘Аджам (араб., «неарабы», «плохо говорящие по-арабски») — ираноязычные исламизированные народы восточных провинций Халифата, главным образом Хурасана/Хорасана, Мавараннахра и Туркистана. В ходе длительного и сложного процесса исламизации этих регионов происходило сращивание установок нормативного ислама с древними религиозными и культурными традициями ‘А. Со временем ислам стал для них «своей» религией, произошла их
Аджарха (от др.-иран. ажидахака; кл.-перс. аждаха/аджарха) — один из мифических персонажей в образе дракона у туркмен, а также у ряда других народов Средней/Центральной Азии, Ирана, Турции и некоторых иных регионов.
Адыгея — республика в составе Российской Федерации. Расположена в северо-западной части Кавказа и занимает левобережье рек Кубани и Лабы (север республики — на Прикубанской низменности, юг — на склонах Большого Кавказа). Территория Адыгеи — 7,8 тыс. км2, население по данным переписи 2002 г. — 447 тыс. человек. В республике проживает
аз-Замахшари, Махмуд б. ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу; еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе.
Азимовская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры конца XIX в. периода эклектизма. Кирпичное здание мечети сооружено в 1887-1890 гг. на средства купца и промышленника М.Азимова на месте старой деревянной мечети, построенной в начале XIX в. А. М. — одна из лучших по архитектуре мечетей Казани.
ал-Алкадари, Хасан-эфенди б. ‘Абд Аллах б. Курбанали (Курбан-‘Али) ал-Алкадари ад-Дагистани (1834-1910)— крупный дагестанский ученый-историк и правовед, поэт, просветитель. Родился в селении Балахуни (ныне Унцукульский район Республики Дагестан). Отец — хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди (ум. в 1862 г.), ученик Мухаммада ал-Йараги (Магомед Ярагский), знаменитого наставника (устад) братства (тарика) накшбандийа-халидийа в Дагестане, идейного
ал-Алмали ал-Ширвани ал-Дагистани, Махмуд б. Мухаммад б. Садик б. Мустафа (1810-11–1877) — шайх суфийского братства накшбандийа-халидийа и эпоним его дагестанской ветви махмудийа.
ал-Андарасбани, ‘Абд ас-Салам б. Мухаммад ал-Хиджжи ал-Хваризми (ум. в последней четверти XII в.) — широко образованный хорезмийский ученый-ханафит, симпатизировавший му‘тазилитам, школа которых занимала прочные позиции в Хвариз- ме/Хорезме. Сведений об ал-А. в источниках обнаружить не удалось, однако сохранившаяся часть его биографического словаря позволяет представить творческую биографию этого ученого.