Ал-Мадина (Медина; полностью Мадинат ан-наби или Мадинат Расул Аллах – «город Пророка» или «город Посланника Аллаха», впоследствии также ал-Мадина ал-мунаввара – «Город лучезарный») – город на западе Саудовской Аравии, административный центр региона (минтака) М. Население – 1 520 тыс. (оценка 2021; четвертый по численности город страны).
Доисламский период (до начала VII в.)
Поселения на территории современной М. известны с VI в. до н.э. Их археологическое изучение, несмотря на относительную сохранность ряда объектов, затрудняется формальными препятствиями, которые проистекают из сакрального статуса города и его округи (харам) в мусульманском праве (фикх). В оазисе, расположенном в 200 км от побережья Красного моря и окруженном лавовыми полями (харра), орошаемое земледелие обеспечивалось как временными руслами – вади (крупнейшие – ал-‘Акик, Канат и Джурф), так и грунтовыми водами неглубокого залегания. Оно базировалось на плодовоовощных и зерновых культурах, среди которых видное место занимала финиковая пальма.
В античных источниках оазисная зона нынешней М. упоминается как Ятриппа (у Птолемея Латриппа, у Стефана Византийского Иатриппа), в аравийских, как на сабейском и минейском языках (эпиграфика), так на арабском языке, начиная с Корана (Кур’ан), – Йасриб. Очевидно, под влиянием Библии (Таурат) предание, отразившееся в «Книге песен» (Китаб ал-агани) Абу-л-Фараджа ал-Исфахани (середина X в.), приписывало ее первичное заселение ветхозаветным амаликитянам (‘амалик). Другие легенды называют древнейшими жителями этой зоны племя бану джурхум, которое часто фигурирует у хронистов и генеалогов раннего Халифата (Хилафа) в качестве автохтонов тех или иных местностей Аравийского полуострова.
Появление в Латриппе (Иатриппе) «сынов Израилевых», по одной версии, произошло при Моисее (Муса), по другой — при Иисусе Навине, по третьей – при Давиде (Да’уд), который якобы бежал сюда от своего мятежного сына Авессалома. Выдвигались также предположения о связи миграций иудеев (йахуд) с завоеванием Иерусалима (Байт ал-Макдис) Навуходоносором II и пленением вавилонским, с гонениями Антиоха IV и с Иудейской войной, и о том, что они происходили несколькими волнами: после нашествия Помпея (64 до н.э.), покорения Иудеи Титом (70 н.э.), преследований Адриана (136 н.э.). В первые века н. э. Латриппа, по всей видимости, уже была, наряду с Хайбаром и Таймой на севере Хиджаза, крупнейшим средоточием иудейских общин на севере Аравии.
В V – VI вв. многочисленные роды или племена (по некоторым арабским источникам — до 20), которые исповедовали иудаизм (собственно евреи или новообращенные арабы), проживали в собственных отдельных укреплениях (итм, мн.ч. утум), разбросанных по Иатриппе, и занимались землепашеством, скотоводством и ремеслами (в частности, кузнечным, оружейным и ювелирным делом). Наиболее многочисленны были бану кайнука‘, бану курайза и бану-н-надир, из которых последние два, якобы возводившие свое происхождение к Аарону (Харун), назывались также «священниками» (араб. ал-кахинан, от кахин). Южноаравийское эпическое сказание датирует около 400 г. посещение Йасриба владыкой Химйара Абу Карибом Ас‘адом, который якобы, вняв местным раввинам, не только принял иудаизм, но и придал ему официальный статус в своем царстве.
С конца IV в. еврейские роды, которые, по преданию, опирались на поддержку Сасанидов, начали теснить племена бану аус и бану хазрадж, известные под собирательным названием кайла и поклонявшиеся ал-Лат и Манат. Кайла продвинулись к Ятриппе из Йемена после прорыва плотины Ма’риба (полулегендарного события, побудившего многочисленные племенные объединения т.н. южных арабов – «сынов Иоктана», бану кахтан, к выселению на север полуострова). Первоначально они признавали верховенство евреев и платили им дань, поскольку большинство населения оазиса (общее число – ок. 10 тыс. чел.), по-видимому, сохранили преданность религии Моисея. Последняя, видимо, повлияла на верования новоприбывших племен, поскольку в десятилетия, предшествовавшие появлению ислама, отмечены случае обращения как из бану аус, так и из бану хазрадж к различным формам иудео-христианского монотеизма (Абу-л-Хайсам, Ас‘ад б. Зурара, Абу Кайс Сирма б. Аби Анас, Абу Амир ‘Абд ‘Амр б. Сайфи).
Согласно легенде, в 490-х гг. Малик б. ал-‘Аджлан, защищая честь сестры от иудейского царя Файтйауна, требовавшего от бану хазрадж права первой ночи в отношении их невест, возглавил соплеменников, которые, обманом умертвив старшин евреев, отбили у них ряд укреплений, построив несколько собственных. Они восприняли у побежденных навыки земледелия, в частности разведения финиковой пальмы, а также грамотности. Причем в разных изводах предания их союзниками выступают либо Гассаниды, либо химйариты.
Могущественнейший хазраджийский род Наджжар (Тайм ал-Лат) занял центральную часть оазиса, второй по значимости – Харис – восточную, а менее влиятельные расселились к западу и югу от них. Бану аус, со своей стороны, разместились далее к востоку и югу, разделенные территориально родом Харис. Под их покровительством бану-н-надир и бану курайза удержали свои земельные владения, а бану кайнука‘ сохранили позиции на юго-восток от центра оазиса, но славились, прежде всего, как золотых дел мастера.
Последовавшие затяжные аусийско-хазраджийские распри отразились в поэзии того времени: 1-я, «война Сумайра» – в стихах уроженца Таймы, ас-Самау’ала б. ‘Адии; 2-я, «война Хатиба» – в стихах аусита Кайса б. ал-Хатима. В последней из них (600-е гг.) иудейские роды участвовали: ан-надир и курайза – на стороне первых, кайнука‘ – на стороне вторых. Вначале она разворачивалась неблагоприятно для аус, которых их противники изгнали с их участков. Ок. 617 г. в битве при Бу‘асе ауситы со своими иудейскими сторонниками победили хазраджитов, но стороны обескровили друг друга, и относительное равновесие восстановилось.
М. в первые века ислама: Пророк и халифы (VII – IX вв.)
Переселение (хиджра) пророка (наби) Мухаммада в 622 г. по приглашению аусийских и хазраджийских шайхов, которые видели в нем третейского судью (хакам) – примирителя, благосклонно встретили и иудейские общины, которые, предположительно, рассматривали его как проповедника одной из форм своей религии. На протяжении 622 – 623 гг. взаимоотношения между переселенцами (мухаджирун) из Мекки (Макка), к которым, на правах «поборников» (ансар), примкнуло аусийско-хазраджийское большинство, с одной стороны, и йасрибскими иудеями, с другой, становились все менее доверительными, поскольку мекканцы подозревали «иудействующих» в тайной враждебности их вероучению.
В 624 г. после двухнедельной осады кайнука‘ в их квартале они выселились на север. В 625 г. сходная участь постигла ан-надир, которые перебрались в оазис Хайбар, а также в Сирию. Оставшиеся в Йасрибе курайза поддерживали связи с изгнанниками, а также с теми арабскими племенами, недружественными мухаджирам и ансарам, которые в 626 г. соединенными силами осадили город. В 627 г. Мухаммад внес раздор в среду союзников, которые, отказавшись от приступа, оставили курайзитов без помощи, и те потерпели поражение и сдались. Пророк поручил решать их судьбу ансару Са‘ду ибн Му‘азу, который, несмотря на заступничество собственного племени, осудил всех мужчины курайза, числом 750, на смерть, а женщин и детей – на продажу в рабство.
После изгнания и истребления иудейских племен Йасриб был объявлен запретным для иноверцев и окончательно принял современное название, по которым неоднократно упоминается в Коране (9:101; 9:120; 33:60; 63:8). Существительное мадина (от арамейского мади[н]та), первоначально обозначало, скорее всего, не столько «город» вообще, как впоследствии, сколько «столица, местопребывание [судебной] власти». Даже победоносно возвратившись в Мекку в 629 г., Мухаммад предпочел вернуться в М., чтобы оттуда руководить сложившейся общиной (умма) мусульман (муслимун).
Уже у самых ранних авторов отмечено деление городской территории, в соответствии с особенностями рельефа, на более низменную северную и более возвышенную южную части – аш-Шафила, тянущаяся до Ухуда – самого высокого из холмов в окрестностях Медины, на вершине которого, по преданию, захоронен Аарон, и ал-‘Алийа, простирающаяся до селения Куба’ (в 3 – 4 км от города). К западу располагался обширный пригород ал-‘Амбарийа, отделенный от города вади Абу Джида‘ и «Верблюжьим пригоном» (Барр ал-Мунаха) шириной ок. 400 м. Здесь помещалась молельня (мусалла) Мухаммада. К югу от большой стены проходила дорога похоронных процессий (Дарб ал-Джаназа), ведшая на восток к главному и старейшему кладбищу – Баки‘ ал-Гаркад (получившего название от произраставшей здесь в изобилии притупленной селитрянки – гаркад). Здесь за последующие столетия, начиная с жен самого Мухаммада и его малолетнего сына, Ибрахима, а также десятков его сподвижников, были погребены тысячи выдающихся деятелей ислама, скончавшихся при посещении святых мест: дядя Пророка ал-‘Аббас, имамы исна‘ашарийа Мухаммад ал-Бакир и Джа‘фар ас-Садик, Малик ибн Анас и др.
В северо-западном углу города из стены выдавалась цитадель. Важнейшими воротами в городской стене были ал-Баб аш-Шами на севере, Баб ал-Джуму‘а на востоке и Баб ал-‘Амбарийа на западе.
Наряду с мечетью Пророка (ал-Масджид ан-Набави), особым почитанием были овеяны две древнейшие мечети – в Куба’, основанная на месте молитвы Мухаммада перед въездом в Йасриб (622), на месте преклонения (мабрак) колен его верблюда, и в Эр-Римахе, основанная на месте изменения (624) направления молитвы (кибла) с Иерусалима на Мекку (откуда ее название – ал-Киблатайн, Обеих Кибл). Для обмена знаниями и благочестивого общения набожные и сведущие в Сунне мужи (впоследствии ‘улама’) обычно собирались в М. к началу сезона хаджжа и по его завершении, что сделало «Город Пророка» очагом раннеисламского богословия и собирания хадисов. Паломники (хаджжи), прибывавшие сюда морским путем, высаживались в порту Янбо (Йамбу‘ ал-Бахр).
Как при Пророке, так и при первых халифах Абу Бакре ас-Сиддике, ‘Умаре ибн ал-Хаттабе и ‘Усмане ибн ‘Аффане, именно в М. принимались ключевые решения по ходу арабских завоеваний, но с переездом ‘Али ибн Аби Талиба в Куфу с 656 г. (окончательно – с переносом столицы Халифата в Дамаск при Му‘авии в 661) она утратила политическое значение. Однако М. осталась, наряду с Меккой, одной из двух важнейших святынь ислама (ал-хараман аш-шарифан) и крупным культурным центром мусульманского мира. К этому времени относятся руины замков (каср) ‘Азим (остатки стен, помещений и плотины, предположительно середины VII в.) и Саид ибн ал-‘Ас (камень со следами штукатурки, предположительно периода Омейядов – ал-Амавийун).
Символическое значение М. поддерживалось захоронением здесь многих сподвижников Мухаммада (асхаб) и их последователей (таби‘ун), почитавшихся суннитами (ахл ас-сунна ва-л-джама‘а). В частности, почитались могилы ‘Амра ибн ал-‘Аса – завоевателя Египта, а также дяди Пророка Хамзы и других павших в 625 г. при Ухуде.
При Омейядах и первых Аббасидах (‘Аббасийун) М. – административный центр сначала всей Аравии, затем только Хиджаза – неоднократно служила оплотом шиитов (ши‘а) и хариджитов (хаваридж). За поддержку мединцами ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра в 682 г. сын Му‘авии, Йазид I, послал против них наместника (вали) ‘Амра б. Са‘ида, который не справился с сопротивлением, которое стало открытым под началом ‘Абдаллаха б. Ханзалы. Повстанцы обнесли город стеной со рвом, но в 683 г. потерпели поражение от халифского полководца Муслима ибн ‘Укбы в битве на Харрах к северо-западу от М. (якобы в результате предательства рода бану хариса). Город подвергся почти полному разрушению, а горожане массово выселялись, примыкая к войскам Омейядского халифата, которые уходили в Магриб, и с ними вместе перебираясь в Андалус.
О системе управления М. после ее восстановления при халифе ‘Абд ал-Малике (685 – 705) много сообщают нарративные источники ‘аббасидского периода, которые, в частности, приводят списки, управлявших ею. Начиная с сыновей самого ‘Али – ал-Хасана, ал-Хусайна и Мухаммада б. ал-Ханафийи, в городе находили прибежище многочисленные ‘Алиды (‘Алавийун), проживание которых в Месопотамии и Сирии омейядские халифы считали опасным. Показательно, что при отправлении ал-Хусайна в его последний поход на Куфу его не стал сопровождать ни один из ансаров. Марван ибн ал-Хакам в бытность свою наместником-вали провел в город акведук от новых источников у Куба’, окрестности которой славились изобилием своих садовых насаждений.
Первоначально полигональный, почти круглый в плане город для защиты от бедуинов был с северо-запада на юго-восток обнесён каменной стеной (доныне не сохранилась). К 4 воротам вели 2 пересекающиеся главные улицы, одна из которых, Балат, была вымощена камнем по римско-византийскому образцу. Город окружали цветущие, хорошо орошенные сады и луга, а состоятельные курайшиты строили великолепные дворцовые резиденции, особенно в Вади-л-‘Акик (сохранились археологические остатки). С одной стороны, сюда стекались богатства со всех покоренных земель, обеспечившие недолгий, но яркий расцвет здесь арабской культуры, включая поэзию и музыку, которым могли покровительствовать даже потомки сподвижников-асхаб и ‘Алиды (в т.ч. внучка Пророка, Сукайна). С другой стороны, здесь усилиями Малика ибн Анаса и его учеников сложился мазхаб маликийа. В 814 г. один из слушателей Малика, Ибн Забала, составил первую хронику М., которая до нас не дошла.
Крупномасштабное культовое строительство развернулось в М. при халифе ал-Валиде I (705 – 715) и наместнике ‘Умаре ибн Абд ал-‘Азизе (706 – 712). Ряд малых мечетей увековечил памятные события из жития Пророка: ал-Гамама (Облаков; моление о дожде при засухе, угрожавшей М.); ал-Джуму‘а (Пятничная; первая соборная молитва Мухаммада и его сподвижников при въезде в Йасриб); ал-Хандак (Рва; развертывание Мухаммадом знамен перед обороной М. от осаждавших ее мекканцев и их союзников). Медина также часто страдала от наводнений, одно из которых в 734 г. на полгода прервало посещения гробницы Хамзы. В 747/8 г. хариджиты под предводительством Абу Хамзы разбили мединцев при Кубайде, но войскам Марвана II удалось застигнуть их врасплох и убить их вождя.
При ‘Аббасидах (ал-‘Аббасийун) М. была ареной как минимум двух крупномасштабных восстаний под водительством ‘Алидов. Первый из них, Мухаммад б. ‘Абдаллах ал-Махди, выступивший в 762/3 г., встретил поддержку видных ‘улама’, в частности Малика б. Анаса и Абу Ханифы, но был разгромлен военачальником ал-Мансура ‘Исой б. Мусой. Второй, Хусайн б. ‘Али, действовавший в 786 г., несмотря на значительные разрушения, причиненные городу, пользовался здесь впоследствии славой мученика (шахид). В дальнейшем М. чувствительно пострадала от нападений бедуинов племен бану сулайм и бану хилал, которых в 844/5 г. смог отразить только Буга старший – полководец-тюрк ал-Васика, к которому мединцы были сильно привязаны и особенно сильно его оплакивали. Наиболее опасных кочевников Буга заточил в темнице М., откуда они вскоре освободились силой, но затем были отслежены и перебиты горожанами.
М. под властью династий – преемниц Халифата (X – XIX вв.)
С X в. Медина находилась в зависимости от правивших в долине Нила Ихшидидов и Фатимидов (Фатимийун). Ее городская черта была расширена, а число ворот увеличено до 8. В ее обустройство вкладывали средства и другие мусульманские государи. В 974/5 г. ‘Адуд ад-Даула из династии Буидов (ал-Бувайхийа) финансировал строительство стены вокруг центральных кварталов. В 1145 – 46 гг. ее восстановил один из вазиров династии Зангидов, хотя к тому времени уже значительная доля мединцев проживала за ее чертой и страдала от бедуинских набегов. Второй крепостной вал, с башнями и воротами, вокруг всей М., в 1162 г. возвёл зодчий Джамал ад-Дин ал-Исбахани по заказу зенгидского атабека Халеба Нур ад-Дина Махмуда.
Важнейший источник сведений о М. при Аййубидах и мамлуках – сочинения в жанре рихла («странствие»), как правило, составлявшиеся ‘улама’ (наиболее известны Ибн Джубайр и Ибн Баттута), обращавшими пристальное внимание на ее повседневную жизнь. Население «Города Пророка» окончательно приобрело смешанный характер ввиду постоянного притока паломников-хаджи: лишь несколько семей прослеживали родословную к ауситам и хазраджитам. Распри между мекканским и мединским правителями в 1203 г. привели к битве при Зу-л-Хулайфе, в которой шариф Мекки, намеревавшийся осадить М., потерпел поражение и бежал, но, заручившись поддержкой других амиров, вынудил мединцев заключить мир. Вулканическое извержение 1207 г. расширило лавовые поля к востоку от города. Извержение 1256 г., известное как «Хиджазский огонь», сопровождавшееся усиливавшимся с каждым днем землетрясением, привело к тому, что потоки лавы через каменистую долину достигли восточной части Медины, а оттуда протекли и на север, вынудив горожан искать убежища в мечети Пророка.
С 1517 г. М. на четыре столетия перешла в состав Османской империи. Новые власти неоднократно поновляли и восстанавливали пришедший в негодность водопровод, построенный Марваном. Султан Сулайман I окружил город гранитно-базальтовой стеной ок. 12 м высоты и провел туда в целях водоснабжения подземный канал из Куба’. М. в очередной раз разрушили ваххабиты (ваххабийа), которые разграбили ее и удерживали в 1803/4—1813/4 гг., препятствуя посещениям гробницы Мухаммада. Их выбил из Медины Тусун-бей, сын вице-короля Египта Мухаммада ‘Али, который заставил их амира ‘Абдаллаха б. Са‘уда по мирному договору 1815 г. признать власть своего отца над священными городами Хиджаза. В 1818 г. М. служила базой для успешных походов старшего сына вице-короля Ибрахим-паши против ‘Абдаллаха. В 1840 г. она вернулась в руки Османов, которые сделали ее первоклассной для своего времени крепостью. В самом городе при османском султане ‘Абд ал-‘Азизе проводились обширные фортификационные работы: новая крепостная стена высотой около 25 м, глубокий ров, наполненный водой.
Население жило преимущественно садоводством и возделыванием овощей и фиников (до 70 сортов – главная статья вывоза из города через Янбо). Сады, огороды и бахчи располагались в основном за крепостными стенами, перемежаясь с пальмовыми плантациями и злаковыми полями. Помимо этого, оно занималось, главным образом, торговлей и изготовлением культовых принадлежностей (четки, молитвенные коврики, одежда для обрядов). Город богател, преимущественно, за счет притока подаяний от хаджи со всего дар ал-ислама, которые зачастую оставались в М. на постоянное проживание. Их обслуживанием, сдачей жилья и руководством при посещении святынь и памятникам занимались особые проводники (музаввирун), соответствовавшие мутаввифун в Мекке.
Знатные семейства (ас-Сиддикийа, Бану Хусайн) по-прежнему возводили свои родословные к праведным халифам и другим асхабам. К XIX – XX вв. относится старейшая сохранившаяся жилая застройка – узкие улицы, из которых мостились только главные, дома (иногда – двухэтажные) прочной каменной кладки. Под властью Османов Медину посетили (переодетыми в хаджи) первые европейцы, самыми известными из которых были И. Буркхардт (1815, его повествование о городе страдает неполнотой в связи с болезнью, которую он перенес во время пребывания там) и Р. Бёртон (1853), а также Уэйвелл (1908 – 1909). Бертон оценивает численность жителей в 16 – 18 тыс., не считая 400 чел. в гарнизоне, Уэйвелл – в 30 тыс., не считая солдат и паломников. Наиболее подробным описанием священного города наука обязана ал-Батануни (1910), который приводил его людность в 60 тыс., включая иностранных посетителей.
Медина в XX в.: от Османов к Саудидам
В 1904 г. ‘Абд ал-Хамид II, который до того восстановил водопровод из Куба’ в М., распорядился проложить сюда железную дорогу, соединявшую ее со Стамбулом через Дамаск, чтобы в условиях Нового времени способствовать оживлению сухопутных маршрутов хаджа (пароходное сообщение через Янбо функционировало уже с 1860-х). Строительство, ведшееся на средства, собранные по подписке подданными империи, под руководством инженеров из Германии, завершилось в 1908 г. В торговом квартале ал-‘Амбарийа османская администрация выстроила железнодорожную станцию и транспортный терминал, в предместье Султана – казармы и плацы. Тогда же старинные оросительные и водоподъемные сооружения были заменены современными ирригационными техническими средствами.
С началом Хиджазского восстания 1916 – 1918 гг. М. блокировали отряды шарифа Хусайна ибн ‘Али, которые, с помощью Т.Э. Лоуренса Аравийского, вывели из строя железную дорогу. Османский гарнизон продержался до Мудросского перемирия 1918 г. Только после его вывода в 1919 г. город вошел в королевство Хиджаз, но уже в 1924 г. его осадил ‘Абд ал-‘Азиз Ал Са‘уд, который в 1926 г. присоединил его к Королевству Неджд, Хиджаз и присоединенные территории (с 1932 – Саудовская Аравия).
Железнодорожный участок М. – Дамаск саудовские власти не стали восстанавливать (несмотря на ряд связанных с этим проектов), но провели новый отрезок между М. и Джиддой, что укрепило связь и с Меккой, а также асфальтированные шоссе к Янбо и к иорданской границе. К 1925 г. Ал Сауд, следуя аскетическому учению Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба, уничтожил культовые объекты, поддержание и почитание которых, с т.зр. мазхаба ханбалийа, противоречили шариату (шари‘а). Так, были снесены усыпальницы и надгробия на кладбище Баки‘ ал-Гаркад, которое подверглось переустройству, сопровождавшемуся цементированием участков и обнесен его стеной по периметру. Вместе с тем, посещение Мечети Пророка и почитаемых захоронений в городских окрестностях было дозволено, хотя проведение вблизи их молитвенных собраний – запрещено. Несмотря на оскудение потока хаджи в межвоенные годы, в 1940-е – 50-е гг. он возобновился, став важнейшим источником пополнения бюджета города и всего королевства. После полного сноса фортификационных сооружений со старым городом полностью слились площади, отведенные под лагеря паломников в ал-Мунахе, и ал-‘Амбарийа. В Султане вырос комплекс дворцовых зданий.
2-я половина XX в. ознаменовалась модернизацией городской инфраструктуры, прежде всего, в культурном и образовательном плане. В 1961 г. учрежден Исламский университет, в 1983 г. – Библиотека короля ‘Абд ал-‘Азиза, в 1985 г. – издательский комплекс им. короля Фахда (с крупнейшим в мире центром издания Корана), в 2003 г. – университет Тайба. С конца XX в. осуществлялись масштабные проекты по благоустройству и озеленению городской территории; построены крупные торговые центры, современные дорожные развязки и др.
С середины 2000-х гг. на окраине города при координации правительственного Комитета по развитию региона М. создаётся комплекс, включающий исследовательский центр и музеи (М. и Хиджазской железной дороги; арт-центр «ал-Мадина», Центр арабской каллиграфии им. Мухаммада ибн Салмана), бизнес-центр (с привлечением иностранных компаний наукоёмких и высокотехнологичных отраслей), тематический парк им. короля Фахда и др.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]
Лит.: Мекка и Медина – два священных города ислама. СПб. – М., 2007; Wensinck A.J. Muhammad and the Jews of Medina. with an excursus Muhammad’s constitution of Medina by J. Wellhausen. Transl. by W. Behn. Freiburg im Breisgau, 1982; Wuestenfeld F. Geschichte der Stadt Medina. Goettingen, 1860.
Кораев Т.К.