Закат — сочинение видного татарского теолога Мусы Бигиева (1875–1949), изданное в 1916 г., в котором автор последовательно останавливается на ключевых социально-экономических понятиях ислама: садака (милостыня), закат (налог в пользу бедных), риба’ (ростовщичество), рассматривая их не только с точки зрения Корана и сунны, но и делая обзор иудейских и христианских источников
ЗАМЗАМ — священный колодец на территории ал-Масджид ал-Харам. Воде Замзама приписываются разнообразные свойства: она излечивает болезни, утоляет чувство голода и т. д.
Занги-ата (Зенги-ата, Зенги-баба; тюрк., занги — «черный», «смуглый»; ата, ота, баба — «отец», «дед», обращение к старшему по возрасту, уважаемому человеку) — известный среднеазиатский «святой», считающийся последователем Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166–67 г.). Настоящее имя неизвестно. В некоторых преданиях ему приписываются имена Ай-хваджа или Имин-бабá.
Зерехгеран исторический — нынешнее сел. Кубачи вместе с несколькими близлежащими селениями (Амузги, Ашты, Сулевкент, Шири), т.е. небольшая область Республики Дагестан, в прошлом — один из самых значительных центров арабской письменной культуры в Дагестане . В этих селениях проживает народность с собственным языком — кубачинским, входящим в группу даргинских языков.
Зикр-и джахр — поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух определённых формул или его имён. Едва ли не с самого зарождения этой практики выделилось несколько основных видов З. дж., зависевших от конкретных этнорелигиозных традиций регионов, местных обычаев и личного мистического опыта шайхов.
ЗИНА̄’ («прелюбодеяние»; синоним сифах) — незаконная связь мужчины с женщиной. Вопрос о зина ясно истолкован Кораном, по которому зина считается связь мужчины со всякой женщиной, которая ему не дозволена (харам), притом что они оба знают об этом.
ЗИНДӢК̣ (мн. ч. зана̄дик̣а) — термин, которым в богословской полемической литературе обозначали последователей немонотеистических религий, главным образом «дуалистов» — манихеев, маздакитов, хуррамитов; в более широком смысле — «неверующий в Аллаха», противоположное «верующему» (му’мин).
Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто единое, поэтому категория «знание» зачастую исследуется неотрывно от категории «познание». Другая особенность понимания знания и познания состоит в тесной связи с теорией указания на смысл: знание рассматривается как