Йасавийа — суфийское братство Центральной Азии, названное по имени хваджи Ахмада Йасави и действовавшее с XIII до середины XVIII в. Это название также может с достаточным основанием применяться к более широкой традиции практики и религиозных ритуалов, вдохновлённой наследием Ахмада Йасави и существовавшей вне организационной структуры подлинно суфийского братства. Суфийские общины,
ЙАХӮД — иудеи. Термин появляется в Коране в мединский период, означает иудеев — современников Мухаммада или иудеев вообще, обычно стоит рядом с насара (христианами) (3:67/60; 5:18/21, 82/85; 9:30 и др.).
ЙА‘КӮБ — коранический персонаж, благочестивый человек, пророк из рода Ибрахима, отец Йусуфа, библейский Иаков. В Коране назван рядом с Исхаком как потомок Ибрахима.
Йинли молла (ногайск., «мулла, связанный с духами») — особая категория мулл, общающихся, по представлениям ногайцев, с духами (ногайск. йин)
и пользующихся их помощью при лечении больных и гадании. Считается, что Й. м. водят дружбу с духами-йинами, знают их мир, имена, благодаря чему и обладают феноменальными способностями.
ЙӮНУС — коранический персонаж, пророк, библейский Иона, называемый также сахиб ал-хут («спутник кита») и зу-н-нун («тот, кто с рыбой»); его именем названа одна из сур Корана (10).
Йулдаш, маулави — Мухаммад Йул¬даш Мухаммад ‘Умар угли (1861–1922), крупный учёный-богослов, по¬эт-просветитель и каллиграф. Родился в Ко¬канде, в квартале (махалла) Хваджи-бека, там же в мадрасе Хваджи-бека основательно изу¬чал арабский и персидский языки, Коран, хадисы, ал-фикх. Он хорошо знал арабскую и персидскую литературу и всю жизнь пре¬подавал в кокандских мадрасах хадисы
К̣А̄БӢЛ и ХА̄БӢЛ— персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. Тот, чье приношение было отвергнуто, пригрозил брату, что убьет его; тот же ответил, что он сам